ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ЖИЗНЬ
ПРИХОДА

АРХИТЕКТУРА
И ИСКУССТВО

ЛИТЕРАТУРНЫЙ
РАЗДЕЛ

МУЗЫКАЛЬНАЯ
СТРАНИЦА

БОГОСЛОВИЕ
И НАУКА

НАШИ
СОБЫТИЯ



Поэзия

Проза
и драматургия

Публицистика

Литературные встречи












ИСТОРИЯ "ЕЛОЧКИ"

Могу с уверенностью сказать, что человека, который бы говорил по-русски и не знал песенки «В лесу родилась елочка» в сегодняшнем мире не существует. Кажется, что эта новогодняя песенка была всегда, как Дед Мороз, Снегурочка, наряженная елка, звон курантов на Спасской башне. Однако, это далеко не так: и новогодний праздник, и веселье около разнаряженной елки появились в России по указу Петра I в 1700 году, а Песенка про елочку – втрое моложе. Год ее рождения – 1905. Можно сказать, что эта детская песенка – ровесница первой русской революции, так до недавнего времени именовались вооруженные беспорядки в Москве, гремевшие осенью и зимой того года в Первопрестольной.

Судьба этой песенки, ставшей гимном русского Нового года, сложна, а судьба ее создательницы - трагична, хотя, как и положено рождественской истории, имеет сравнительно благополучное завершение.

Начинать нужно с того, что рождественская музыка – понимай новогодняя – это огромный пласт народной культуры. В Рождество пели канты, колядки, рождественские псалмы, всей этой поэзией и музыкой была богата и Россия, но, в отличие от западных христианских стран, у нас не было национальной новогодней детской песенки.

Самой популярной новогодней песенкой в конце ХIХ века была немецкая «O Tannenbaum», собственно, «Новогодняя елка». Вообще, новогодняя елка – немецкий обычай, из Голландии и Германии привез государь реформатор и внедрил указом, так сказать, художественный образ этого праздника.

Может быть, поэтому не случайно, что автором слов ныне знаменитой «Елочки» стала русская немка, дочь чиновника Московского Почтамта. Раиса Адамовна Гидройц. Она родилась 3/ 15 августа 1878 года, окончила частную гимназию М.В.Пуссель и поступила гувернанткой к детям князя Кудашева.

В конце ХIХ – начале ХХ века в России много говорили о воспитании детей, начали издаваться детские журналы, вот в одном таком журнале «Малютка» в 1896 году было напечатано первое стихотворение восемнадцатилетней поэтессы: «К ручейку». Разумеется, она и тогда, и много позже, да, пожалуй, всю свою жизнь поэтессой себя не считала, хотя ею опубликовано более 200 стихотворений, песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек: «Санки-самокатки», «Степка-растрепка», «Беда петушка», «Бабушка-Забавушка и собачка Бум»….

Ее произведения вполне в традиции тех лет:

День прошел. Бегут гурьбой
Наши школьники домой.
– Ах, как славно мы учились!
– Я две сказочки прочла!
– Я писала все в тетрадку!
– Я срисовывал лошадку!

Подобные стихи поэтесс гениально вывел Николай Носов в бессмертном «Незнайке»:

Я поймала комара
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
Комаришку я люблю
Ру-ру-ру, ру-ру-ру…
И далее дидактическая мораль:
Хватит с комаром возиться
Нужно книжку почитать.

Можно, конечно, относиться с иронией к подобному творчеству, но, публикуемые во множестве, тогдашние стихи для детей свое дело делали – воспитывали ребятишек, прививали им любовь к рифмованной речи, к простой, незамысловатой, но все же поэзии.

С.Я.Маршак, как и многие, не знавший, кто является их автором, писал: «Эти стихи и сказки имели успех… Успех чрезвычайный. Почему? Это были вещи хорошей традиции. Фольклорной. Проверенной временем… Это были веселые книжки, несмотря на навязчивую мораль».

Об их «чрезвычайном успехе» рассказывал в своих воспоминаниях и выдающийся актер М.И.Жаров. У его отца был закадычный друг, работавший печатником в типографии И. Кнебеля. Типографский брак Кнебель отдавал рабочим для их детей. Каждое воскресенье Мише Жарову торжественно вручалась тоненькая книжечка. Одну из них он запомнил на всю жизнь (приходится только удивляться, насколько умна и избирательна детская память). Книжка называлась «Бабушка-Забавушка…» И хотя прошло уже 60 (!) лет, Жаров уверенно цитировал:

У бабушки Забавушки
Собачка Бум жила,
Однажды Буму бабушка
Пирожных испекла.
– На, Бум, бери тарелочку,
Пойдем с тобой в буфет
.…Глядят, а мышки съели все,
Пирожных больше нет.

Возможно, окажись Кудашева в литературном окружении, среди писателей, жизнь ее сложилась бы иначе. Она ведь отчасти родоначальница столь популярной нынче так называемой «женской беллетристики» В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась ее единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, ее первой большой любви к блестящему офицеру. Никто не знает, то ли это плод писательской фантазии, то ли пережитое самим автором.

Раиса Адамовна долгие годы скрывалась под различными псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». Были этому, кроме ее поразительного равнодушия к славе и популярности, и другие причины. Отношение к писательницам в годы ее молодости было несколько иным, чем сегодня. «Душевные выплески» в ее кругу считались неприличными, тем более что социальное положение поэтессы изменилось.

Князь Кудашев овдовел и через год, выдержав траур, обвенчался с гувернанткой. Думается, что в аристократическом кругу брак этот считался странным, не равным ни по положению, ни по возрасту. Стало быть, круг общения поэтессы не расширился. Была ли здесь любовь? Надеюсь, что никто ничего никогда не узнает. Это частная жизнь, счастливая или несчастная – она неприкосновенна, и даже исследователю не следует вторгаться в нее даже с самыми благими намерениями. Тем более что это, вероятно, на творчестве Кудашевой никак не отразилось. Революцию Раиса Адамовна встретила княгиней, разумеется, со всеми вытекающими из этого социального положения последствиями. Князя не стало, дом реквизировали. Род Кудашевых был старинный, знаменитый, и хотя, вероятно, давно разорившийся, но…. расстрелять могли. Кошмар тех лет нам, нынешним, непредставим! Какие тут стихи! Кто бы их издавал!

Но в 1921 году совершенно случайно, когда она ехала в поезде, Раиса Адамовна услышала, как две бабушки расхваливали своих внучек. Одна из них попросила ненаглядную внученьку продемонстрировать свой ангельский голосок. Девочка запела «Елочку»! И потрясенная поэтесса узнала в ней часть своего стихотворения, опубликованного в 1903 году в московском журнале «Малютка». Публикация запомнилась потому, что она так понравилась в редакции, что тогда остановили выпуск журнала и добавили в тираж это стихотворение. Вероятно, профессиональные литераторы, работавшие в редакции, почувствовали, что это немудрящее произведение отвечает на запрос времени – это русская национальная светская песенка о Новом годе.

Елка
Гнутся ветви мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой...
Поиграть, позабавиться
Собрались дети тут,
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Елки пышный убор.
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
Метель ей пела песенку:
«Спи, елка, баю-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»
Трусишка зайка серенький
Под елочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк,
Рысцою пробегал.
Веселей и дружней пойте, деточки!
Склонит елка скорей свои веточки.
В них орехи блестят золоченые...
Кто тебе здесь не рад, ель зеленая?..
Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит.
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки,
На дровнях мужичок.
Срубил он нашу елочку
Под самый корешок.
И вот ты здесь, нарядная,
На праздник к нам пришла
И много-много радости
Детишкам принесла.

Очевидно, что это большое стихотворение распадается на три части, оно написано тремя разными размерами, кто сделал из него песенку, кто написал музыку?

30 октября 1905 года в Москве в доме № 5 по Малому Патриаршему переулку в квартире служащего Департамента земледелия, агронома по образованию, Леонида Карловича Бекмана произошло три события. Родилась вторая дочь Оля, в этот же день старшей дочери Верочке исполнилось два года. Это так сказать события семейные, а третье событие касается всей России и всех нас…

В те дни Москва была охвачена всеобщей забастовкой: трамваи не ходили, не работал водопровод, надрывно ревели гудки заводов и фабрик. В декабре на Малой Бронной и Патриарших прудах уже грохотали выстрелы и громоздились баррикады, куда восставшие унесли и ворота бекмановского дома; а на чердаке того же дома профсоюз булочников хранил оружие. Бежать с двумя маленькими детьми было некуда. Шальные пули могли залететь в окна, поэтому всю осень семья отсиживалась во внутренних комнатах.

Старшая девочка хандрила, прихварывала, и отец развлекал ее как умел. Взяв девочку на колени, подсел к фортепиано. Здесь-то и оказался детский журнал со знаменитым теперь стихотворением.

Аккомпанируя себе на фортепьяно, Леонид Карлович стал распевать то, что ложилось на мелодию, напоминавшую упражнение для правой руки начинающего пианиста. Однако, мелодия не так проста, она близка к темам этюдов Шопена. Надо сказать, что Леонид Карлович петь любил и умел, мечтал поступать в консерваторию, отец не позволил, считая пение не мужским занятием. В студенческом хоре Бекман иногда заменял солиста, своего тезку будущего великого русского тенора Леонида Собинова.

А вот его жена, Елена Александровна (урожденная Щербина), была выдающимся музыкантом. Она из вундеркиндов! Ее приняли в консерваторию шести лет! И она оправдала надежды педагогов. Ее имя выбито на мраморной доске золотых медалистов рядом с именами Рахманинова, Скрябина, Игумнова, Глиэра (Леонид Карлович и Елена Александровна поженились в 1903 году, то есть в год появления стихотворения!).

- Какая красивая мелодия! - крикнула из спальни Елена Александровна, которой врачи после родов еще не разрешали вставать. - Запиши ее!

Как гласит семейное предание, Леонид Карлович ответил:
- Да я же неграмотный!

На самом деле, он бегло читал с листа, но боялся наделать ошибок в записи. Так что первую нотную запись и, вероятно, первое редактирование, сделала Елена Александровна, золотая медалистка Московской консерватории, замечательная пианистка, будущая заслуженная артистка РСФСР, впервые познакомившая русского слушателя с творчеством Дебюсси и Равеля.

Она же редактировала музыкальный сборник Бекманов «Верочкины песенки». Шесть произведений сочинил Леонид Карлович. Сборник за короткий срок выдержал четыре издания. Так что песенка стала известна и популярна еще до 1917 года. Правда, имя автора, а очень скоро и композитора, для широкой публики стали неизвестны.

Далее начинается не то настоящий детектив, не то рождественская сказка.

Писатель Василий Субботин вспоминал, как однажды к председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит ее принять, говорит, что она стихи пишет. Секретарь сказала, что ей, наверное, уже лет девяносто.

Та вошла, очень старая, дряхлая, плохо одетая, с каким-то мешком в руках. Положила свой мешок на колени и сказала: «Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь». Фадеев, не зная как быть, сказал: «Вы действительно стихи пишете?» – «Писала, печатали когда-то». – «Ну, хорошо, – сказал он, чтобы кончить это свидание, – прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений». Она благодарно посмотрела на него и своим слабым голосом стала читать:

В лесу родилась елочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была…

«Так это вы написали»? – закричал Фадеев. И стал вспоминать, где это было напечатано, и как он первый раз прочитал эти стихи и плакал, когда дошел до последних строчек: «Срубил он нашу елочку под самый корешок».

Фадеев вызвал к себе своих сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора этих стихов, Р.А.Кудашеву, немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Очень хорошая история. Уверен, что правдивая, – я знал Василия Субботина, он не стал бы выдумывать.

Вот только распоряжение главного писательского начальника времен тоталитаризма – одно, а юридическая сторона дела – другое! Тут распоряжение не работает!

Р.А. Кудашевой, члену Союза писателей СССР, работавшей до того учительницей младших классов, библиотекарем и т.п. нужно было еще доказать свое авторство. А это дело, казалось бы, немыслимое.

Во-первых, отыскать дореволюционный детский журнал «Малютка» с первой публикацией весьма не просто. Даже в «Ленинке» были номера только за 1904 год.

Во-вторых, стихотворение подписано псевдонимом А.Э. А кто докажет, что неведомая А.Э. – Раиса Адамовна Кудашева.

Значит, помочь могут только архивные документы, например, редакционный договор на издание, ведомость с выплатой гонорара и т.п. А где отыскать этот архив, если он вообще был, через сорок лет, через две революции и две мировые войны.

Раиса Адамовна пыталась доказать свое авторство и прежде, но начиная с 20-х годов ничего в свой адрес, кроме слов: «недобитая буржуйка», - не слыхала. А.А. Фадеев, может быть, был первым, кто ее выслушал и ей поверил! Я думаю, на высшем Божьем суде ему это зачтется и многое из тяжких его грехов простится.

Почему так думаю? Потому что вижу чудо, которое ничем, кроме как Божьим милосердием, не объяснимо. Архив нашелся! Этого не могло быть, никогда и не при каких обстоятельствах. А вот нашелся! Может и правда, рукописи не горят?

Архив разыскала, конечно же не сама Раиса Адамовна, поэты, как правило, себя защитить на могут… Да, я думаю, бывшая княгиня Кудашева столько приняла от самой справедливой власти, что и громко разговаривать разучилась, если прежде умела. Ее приход к Фадееву – это, так сказать, соломинка для утопающего…

Архив искала с 1940 года Анна Владиславовна Холмогорова, жена замечательного музыканта, дирижера театра Станиславского и Немировича-Данченко, Константина Холмогорова, который приходился Раисе Адамовне двоюродным братом.

Руководил и помогал профессиональными советами знаток авторского права Марк Келлерман.

Мир не без добрых и порядочных людей. Вдова Леонида Карловича Бекмана - Елена Александровна отказалась от авторских прав на песенку в пользу Раисы Адамовны. С 1941 года песенка «В лесу родилась елочка» имеет точно установленное авторство: слова Р.А Кудашевой, музыка Л.К. Бекмана.

Относительное благополучие пришло. Больше смерть от голода не грозила. В пятидесятые годы Раису Адамовну «вспомнили», и самый популярный журнал «Огонек» напечатал ее интервью и единственную фотографию. Однако, как скажет в одном из своих произведений поэт Дмитрий Кедрин: «Ах, медлительные люди, вы немножко опоздали..».

«Я стараюсь крепиться и не падать духом, – писала Кудашева своей подруге Анне Ивановне Сытиной в 1958 году, – но все же думаю о себе: не по силам затеяла дело, слишком поздно эта история подошла ко мне».

Последние годы Раиса Адамовна жила вместе со своей сестрой. Она умерла 4 ноября 1964 года в своей родной Москве. Похоронена на Пятницом кладбище у Рижского вокзала. Разумеется, на ее могиле растет ель.

Борис Алмазов



Вернуться



ФОТОГРАФИИ
К РАЗДЕЛУ