ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ЖИЗНЬ
ПРИХОДА

АРХИТЕКТУРА
И ИСКУССТВО

ЛИТЕРАТУРНЫЙ
РАЗДЕЛ

МУЗЫКАЛЬНАЯ
СТРАНИЦА

БОГОСЛОВИЕ
И НАУКА

НАШИ
СОБЫТИЯ



Наш хор

Православное пение
и классическая музыка

Концерты

Музыкальные катехизические беседы












МУЗЫКАЛЬНЫЕ КАТЕХИЗИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
Лекция 5. Божия Матерь

Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женою своею Анною. Оба они были люди благочестивые и были известны смирением и милосердием. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя. Они дали обет (обещание) – если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу.

За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. Под конец их жизни у них родилась дочь. По указанию Ангела Божия ей было дано имя Мария, что значит по-еврейски «Госпожа, Надежда».

Рождение Марии принесло радость не только Ее родителям, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом быть Матерью Сына Божия, Спасителя мира. Пречистая Матерь блаженна потому, что Она родила Богочеловека и стала совершенной исполнительницей Божественной воли. (Ил. 22) Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие обетования Божии о спасении человечества от рабства грехов. Пресвятая Богородица совершила высочайший подвиг на земле – подвиг совершеннейшего смирения, который есть любовь. При жизни Сына Она скромно служила Ему. Она или говорила Слова Божии, или молчала. Однако, имея теперь Единую Заступницу в Пресвятой Богородице, мы знаем, что Она, по успении Своем (после смерти), превознесена Богом не только выше всех святых угодников Божиих, но и выше всех сил небесных. В лице Пречистой Божьей Матери осуществлены непреложные слова Господа: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его, и все остальное приложится вам». (Мф. 6, 33; Лк. 12, 31) Божью Матерь Святая Церковь именует Покровительницей и Заступницей. (Ил.23, запись 18 «Заступнице усердная»)

.

В России с XII века святым князем Андреем Боголюбским был установлен особый праздник – Покрова Пресвятой Богородицы в память о чудесном явлении в X веке в храме в Константинополе Владычицы нашей Богородицы, идущей по воздуху, озаренной Небесным светом и окруженной Ангелами. Она долгое время пребывала преклоненной в молитве за христиан всего мира. По окончании молитвы она сняла покрывало (омофор) со Своей головы и распростерла его над молящимися, защищая их от врагов видимых и невидимых. Богородица своим заступлением и Покровом спасала в разные века и времена Россию и ее народ от захватчиков, непостижимой силою обращала врагов в бегство. В честь Пресвятой Богородицы в 1165 году святой князь Андрей Боголюбский построил один из самых красивых храмов на Руси – храм Покрова Пресвятой Богородицы на реке Нерли под Владимиром. Пресвятая Богородица отзывается на каждую молитву, радуется и утоляет наши печали.

Но кто мы иногда по отношению к Ней? Предатели Сына Ее, подобные Иуде! Разве не потому Сын Ее умер страшной смертью, что мы ежедневно и ежечасно предаем Его своими мыслями и делами. Мы убиваем в себе Бога тем, что грешим каждый день, отворачиваясь от Него, от Его святых и простых Заповедей ради сиюминутных удовольствий. Это происходит так часто, что мы почти не замечаем, когда грешим, а когда замечаем, то нередко вместо покаяния мы начинаем из страха или гордыни лгать, хитрить, замалчивать свои грехи, тем самым усугубляя их. Мы привыкаем к греху и этим отделяем себя от Бога. Но Сын Божий для того и стал Сыном человеческим, чтобы уничтожить пропасть, которую грех создает между человеком и Богом.

В одном житии рассказывается, как праведной жизни священник в ужасе от дел и поступков людей как-то в молитве воззвал: «Господи, когда же ты накажешь этих людей?». И Христос перед ним стал и сказал: «Молчи! Так – не молись! Если даже один единственный человек был бы грешен, лишен Бога и погибал, Я был бы готов стать вновь человеком и вновь перестрадать то, что Я перестрадал на земле…» Вот любовь Божия…

И вот какова любовь Божией Матери – кто из нас заступился бы за убийцу Сына? А именно это делает Божия Матерь. Она простирает Свой покров над каждым из нас и говорит: «Не бойся! Да, ты виновен, что погиб Мой Сын, но я за тебя заступлюсь, и Милость Божия будет с тобой» Кто может хотя бы приблизиться к такому великодушию и такой любви? Мы молимся Божией Матери потому, что Она ближе всех к Богу и, вместе с тем, близка нам. Ради Ее материнской любви, Ее молитв, Бог многое прощает нам и во многом помогает. Пресвятая Богородица – великая и милосердная Заступница за всех нас, и мы обращаемся к Ней за помощью, советом, в большой печали и в радости. (Ил. 24)

Самые короткие и прекрасные молитвы к Богородице:

«Пресвятая Богородице, спаси нас!»
(Запись 19 «Пресвятая Богородице, спаси нас!»)

«Моли Бога о нас, Владычице наша, Богородице!»

В этих молитвах мы просим Божию Матерь, чтобы Она спасала нас, грешных, Своими Святыми молитвами перед Сыном Своим и Богом нашим.

Одними из самых любимых молитв к Богородице на Руси были и есть Хвалебная песнь Богородице и ангельское приветствие Божией Матери.

Хвалебная песнь Богородице:

«Достойно есть
яко воистину блажити Тя Богородицу,
присноблаженную и пренепорочную
и Матерь Бога нашего.
Честнейшую херувим
и славнейшую без сравнения серафим,
без истления Бога Слова рождшую,
сущую Богородицу Тя величаем».

Достойно есть – достойно, справедливо; яко воистину – истинно, по всей правде; блажити Тя – ублажать, прославлять Тебя; присноблаженную – всегда имеющую высшую радость (счастливую), достойную постоянного прославления; пренепорочную – вполне непорочную, чистую, святую; херувимы и серафимы – самые высшие и близкие к Богу ангелы; без истления – безгрешно, без болезней; Бога Слова – Иисуса Христа; сущую – настоящую, истинную. (Запись 20 «Достойно есть»).

В этой молитве мы восхваляем Богородицу как Мать Бога нашего, всегда блаженную и непорочную, и величаем Ее, говоря, что Она Своею честью (честнейшую) и славою (славнейшую) превосходит самых высших ангелов: херувимов и серафимов, то есть Божия Матерь по Своим нравственным совершенствам стоит выше всех – не только людей, но и святых ангелов. Она чудесным образом от Духа Святого родила Иисуса Христа, который, восприняв от Нее человеческую природу, есть в то же время Сын Божий, сошедший с небес, а потому Она есть истинная Богородица.

Ангельское приветствие Божией Матери:

«Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою,
благословенна Ты в женах,
и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
(Запись 21 «Богородице, Дево…»)

Богородице – Богородица (родившая Бога); Благодатная - исполненная благодати Духа Святого; благословенна – прославлена или достойна прославления; в женах – между женами; плод чрева Твоего – родившийся от Тебя Иисус Христос; яко – потому что; Спаса – Спасителя.

Молитва эта называется ангельским приветствием, так как в ней есть слова ангела (архангела Гавриила): «Радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах», которые он сказал Деве Марии, когда явился к ней в город Назарет возвестить Ей великую радость, что от Нее родится Спаситель мира. Также – «Благословенна Ты в женах, и благословенен плод чрева Твоего», – сказала Деве Марии при встрече с Нею праведная Елисавета, мать святого Иоанна Крестителя.

Вопросы и задания:

1) Кому мы молимся, когда произносим молитву «Богородице Дево, радуйся»?
2) Как мы называем Деву Марию в этой молитве?
3) Почему мы называем Пресвятую Богородицу нашей Заступницей?


Вернуться



ФОТОГРАФИИ
К РАЗДЕЛУ